Что ждет киевскую «Аврору»?

Газета “Уикенд” №47(486) 19.11.2009.

Собратом легендарного крейсера мы с полным правом можем назвать монитор «Железняков», который находится на вечной стоянке в Парке моряков на Рыбальском полуострове. На днях корреспондент «Уикенда» побывал в этом парке. Встреча с некогда грозным кораблем оказалась не слишком радостной.

 

Помню «Железняков» еще в советские времена – тогда монитор блестел как новая копейка. Рядом с ним всегда дежурили военные моряки, которые отгоняли мальчишек, желающих взобраться на его борт и подержаться за настоящие пушки и пулеметы. Сегодня монитор выглядит довольно бледно – не красили его, похоже, достаточно давно, а кое-где на корпусе появилась ржавчина. С ограждения корабля-памятника исчезли цепи, а сам Парк моряков завален пустыми водочными бутылками, пластиковой посудой и прочим мусором.

{mosthumbviewer: images/stories/massmedia/kievavrora.jpg, images/stories/massmedia/kievavrora-s.jpg, ,right}В общем, все увиденное навело на мысль, что «Железняков» никому не нужен. Однако это не совсем так. Из интернета я узнал, что за боевой корабль болит душа у ветеранов флотской разведки. С одним из них — Александром Чудновцом, заместителем председателя и руководителем сектора поисковых работ Киевской общественной организации «Товарищество ветеранов разведки ВМФ» мне удалось побеседовать. Я начал с ржавчины на борту монитора, выцветшей краски и пропавших цепей, но Александр Николаевич остановил меня:

— Если бы только это. Несколько лет назад с корабля исчез кормовой герб. А что касается якорных цепей, то мы в частном порядке пытались выяснить куда они делись, но безуспешно.

Недавно Викета Маринушкина, дочь Александра Маринушкина, который в 1941—1942 гг. командовал «Железняковым», рассказала мне, что она обращалась в Подольское райуправление милиции и там вроде бы предпринимали какие-то действия по розыску цепей, но, похоже, они оказались безрезультатны.

Кроме того, мы очень боимся, чтобы с монитора не «испарились» пулеметы и шлюпбалки. Сами понимаете, раз нашлись те, кто смог снять цепи от якорей, то они могут и до других деталей добраться.

— Скажите, кто владелец «Железиякова»?

— Согласно документам он находится в ведении городских властей. Монитор был взят под охрану государства решением исполкома Киевского горсовета от 27 января 1970 г. И никто его еще не отменял.

Но поскольку корабль находится рядом с «Ленинской кузней», то завод присматривал за ним. Тем более что «Железняков» сошел со стапелей именно этого предприятия. Но сейчас «Ленкузня» переживает не лучшие времена, поэтому монитору достаточного внимания уделять не может. Накануне 9 Мая, Дня Военно-Морского флота или 6 ноября (в этот день в 1936 г. на «Жеяезнякове» был поднят военно-морской флаг) работники завода подкрашивают корабль и убирают мусор в Парке моряков.

— На меня парк произвел впечатление филиала городской свалки...

— Значит, в этот раз уборки не было.

— Александр Николаевич, рядом с монитором строят новый мост. У «Железнякова» дополнительных проблем из-за этого не будет?

— В прошлом году мы были у гендиректора завода Петра Блиндара и встречались с представителями компании «Мостобуд». Нас заверили, что строительству монитор не мешает и с ним все будет в порядке.

— Знаю, что ветераны флотской разведки хотят создать на борту монитора музей боевой славы корабля. Как обстоят дела с этим проектом?

— Пока все остается в планах. Когда Юлия Тимошенко первый раз была премьер-министром, мы написали письмо в Кабмин. Она дала поручение Министерству обороны и Минпромолитики. Потом из этих ведомств мы получили письма, где нам сообщили, что вопрос о создании музея рассматривается. На этом все и кончилось.

Так что тема «Железнякова» для нас остается больной. Ведь это легендарный корабль, который начал войну в районе Измаила, защищал Николаев, Херсон, Керчь, Ростов, а День Победы встретил под Веной. К тому же из шести мониторов этой серии уцелел только он один. Поэтому очень хотелось бы, чтобы этот уникальный корабль не стал грудой металлолома.

А еще мы очень хотим, чтобы у «Железнякова» круглосуточно дежурила охрана. Нам несколько раз приходилось выгонять с корабля бомжей. Они отодрали приваренные люки и устроили в корпусе монитора ночлежку, естественно, загадив все внутри.

Конечно, что можем — мы делаем. На праздники украшаем монитор флагами, приводим в порядок, убираем территорию вокруг него, но больше ничего сделать не в силах — все упирается в деньги.

—Вам, наверное, известно, что Всеукраинская ассоциация ветеранов-подводников планирует поставить на Рыбальском субмарину-музей. Если это станет реальностью, не будет ли тесно двум кораблям на этом не очень-то и большом полуострове?

— А почему бы и нет? Лодка будет стоять у берега в надводном положении, а «Железняков» останется на постаменте. Другое дело, что проект подводников весьма дорогостоящий — подлодку еще надо доставить из Херсона, а по оценкам некоторых специалистов это обойдется в миллион долларов. К тому же на нее свои виды имеет Херсонская облгосадминистрация.

Кстати, есть еще один интересный объект — подводная лодка М-244 Субмарины этого класса, более известные как «малютки», активно участвовали в Великой Отечественной войне. «Двести сорок четвертая» с 1950-го по 1960 г. служила на Черноморском флоте. Потом ее разоружили, и года два она простояла у Речного вокзала в Киеве в качестве музейного экспоната.

Но после очередного наводнения лодку сорвало со швартовых и выбросило на берег у Осокорков. Ее взяли на буксир и, видимо, хотели отправить на утилизацию. Но транспортировка оказалась невозможной, поскольку М-244 затонула. Тогда ее корпус убрали подальше от фарватера, и так она по сей день лежит недалеко от города Украинка. Мечтаем поднять «малютку», восстановить и тоже поставить на Рыбальском. Но опять-таки финансовая сторона не дает реализоваться нашим планам.

Александр ДАНИЛОВ

JSN Epic template designed by JoomlaShine.com