ГлавнаяУставРегистр. документыРегалии организацииСтруктура организации
Главная
Новости Кают-Компании
Наша видеохроника
Новости партнёров
Наши проекты
Конференции
Экспедиции
Презентации
Пресс-конференции, СМИ о нас
Наши издания
Наша поэзия
Статьи
Списки
Ищем родственников погибших воинов
———————————————
Поиск
Гостевая
  stal
 
 war book
 
Гарант и Партнеры
 
Military Крым
 
  stal
 
 pamyat
 
 znam
 
 monjetta
 
 САЙТ О ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННЫХ ЛЮДЯХ, РАДЕЮЩИХ ЗА СВОЁ ОТЕЧЕСТВО
334,919Посетителей:
46Посетителей сегодня:
143Посетителей вчера:
9,302Просмотров этой страницы:
39Вы просмотрели страниц:
Locations of visitors to this page

 

 

 

 

 

Главная arrow Статьи arrow Туннели под Днепром: без грифа “Секретно”
Туннели под Днепром: без грифа “Секретно”
Оглавление
• Туннели под Днепром: без грифа “Секретно”
• Кадровая политика
• Создание инфраструктуры
• Начало работ
• Титулы № № 2, 3, 4, 5, 6
• Июль 1941 года
• Ноябрь 1944 года
 

Ноябрь 1944 года

6 августа 1944 года Государственный Комитет Обороны (ГОКО) СССР принял постановление № 6326 «О возобновлении строительства Южного железнодорожного тоннельного перехода под р. Днепр у г. Киева (строительство № 1 НКПС)». Документ имел гриф «совершенно секретно» (сс). В настоящее время документ рассекречен и находится на хранении в Российском государственном архиве социально-политической истории.

В ноябре 1944 года принято постановление СНК УССР и ЦК КП(б)У по Строительству №1.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Совета Народных Комиссаров УССР и ЦК КП(б)У

г. Киев

« » ноября 1944 года

«Об обеспечении работ на Строительстве № 1 НКПС в г. Киеве»

Для обеспечения работ строительства южного железнодорожного тоннельного перехода под р. Днепр у г. Киева (Строительство №1 НКПС) СНК УССР и ЦК КП(б)У Постановляют:

1. Обязать наркомпромстройматериалов УССР (т. Усиков) отпустить Строительству №1 с заводов и карьеров, расположенных у железнодорожных путей франко-вагон для первоочередных и противопаводковых мероприятий:

  Декабрь1-й квартал 1945 г.
 т500700
<…>
   
Щебень

м3

 —3000

2. Обязать наркомлес УССР (т. Самуйленко) и Укрглавснаблес (т. Скляренко) поставить в ноябредекабре равными частями
Строительству №1 лесоматериалы, предусмотренные Постановлением ГОКО от 6 августа 1944 г. № 6326 сс:

Пиломатериалы          5000 м3;

Круглого леса            4000 м3;

Шпал                         15000 шт.

для восстановления жилья, производственных и коммунально-бытовых зданий, а также подъездных путей.

 

6. Обязать Госплан (т. Валуев) обеспечить выделение Строительству №1

  4-й квартал1-й квартал 1945 г.
Повозокшт50100
Санейшт50100
Упряжикомпл.50100
<…>   

8. Обязать уполнаркомсвязи (т. Садовничий) в 4-м квартале 1944 года обеспечить связь управления Строительства №1 с объектами, установив на Строительстве №1 10 пар.

<…>

11. Обязать Киевский облисполком (т. Олейник) и Киевский обком КП(б)У (т. Сердюк) в 4-м квартале 1944 года в счет мобилизации 5000 рабочих из Киевской области для Строительства №1 направить 1000 рабочих в Днепропетровск для восстановления тюбингового цеха завода ДЗМО (Днепропетровский завод металлургического оборудования — авт.).

12. Разрешить Строительству №1 отзывать бывших работников Строительства №1, работающих в других организациях г. Киева и Киевской области.

13. Обязать управление милиции г. Киева беспрепятственно прописывать работников Строительства №1, направляемых в г. Киев по мобилизации и по командировкам.
Председатель Совета Секретарь ЦК КП(б)У
Народных Комиссаров УССР 
[подпись] (Н. Хрущев) [подпись] (Д. Коротченко)

Исаак Юлисович Баренбойм

Исаак Юлисович Баренбойм родился в 1910 году в г. Вознесенске Одесской области в семье служащего. После окончания одесской строительной профшколы в 1929 году поступил в Одесский строительный институт, который окончил в 1933 году по специальности «инженер-строитель дорог и мостов».

После учёбы направлен в Донецк, где работал начальником службы пути донецких городских железных дорог (так в те годы называлась служба трамвайных путей сообщения). В начале 1934 года И. Ю. Баренбойм был призван в ряды Красной Армии в команду одногодичников. После демобилизации в 1934 году И. Ю. Баренбойм поступил на работу в Киевский трест гидротехнических работ. Прошел путь от инженера-проектировщика до начальника строительства первой очереди набережной Днепра в Киеве. В декабре 1938 года по рекомендации Киевского горкома партии был направлен на работу на Строительство № 1 на должность начальника титула № 5, затем титула №4.

Image
Начальник тит. №5, №4 И.Ю.Баренбойм

В июле 1941 года И. Ю. Баренбойм, как офицер запаса в звании военный инженер III ранга, был мобилизован в Красную Армию и назначен командиром Мостовосстановительного отряда № 2 — специального формирования Главного Управления военно-восстановительных работ НКПС. До июля 1944 года Мостовосстановительный отряд № 2 осуществлял военно-восстановительные работы на Юго-Западном, Южном, Сталинградском, Донском, Воронежском и 1-м Украинском фронтах. В этот период отрядом были восстановлены или построены 39 больших и средних железнодорожных мостов в фронтовой или прифронтовой полосе, а также сооружены две железнодорожные и одна автомобильная паромные переправы через Волгу в районе Сталинграда и Астрахани. На этих работах во всей полноте проявились большие организаторские способности и высокая инженерная квалификация И. Ю. Баренбойма. Мосты и переправы, необходимые для Красной Армии, восстанавливались в кратчайшие сроки при высоком качестве строительно-монтажных работ. Мостовосстановительный отряд подвергался неоднократным атакам противника, стремившегося сорвать восстановительные работы. Личный пример мужества командира отряда воодушевлял бойцов и командиров на самоотверженный труд. Все задания командования фронтов по восстановлению железнодорожных мостов выполнялись в срок или досрочно.

В ноябре 1943 года бойцы и командиры отряда в составе войск 1-го Украинского фронта подошли к берегам Днепра, к родному Киеву. После освобождения города, за 13 дней и ночей, с 7 по 20 ноября, на 7 дней раньше установленного срока, отряд № 2 вместе с другими частями, построил временный низководный железнодорожный мост через Днепр длиной 1060 метров. Рядом мостостроители построили также временный высоководный железнодорожный мост, поскольку низководный мог простоять только до весеннего ледохода 1944 года.

Движение поездов по высоководному мосту осуществлялось до 1952 года — до открытия капитального моста.

На правом берегу Днепра, на месте первой железнодорожной переправы в районе Киева, около Выдубичей, участниками строительства установлен памятный знак.

Восстановлением Подольского железнодорожного моста через Днепр в Киеве закончилась деятельность Мостовосстановительного отряда № 2 в годы войны.

До 1950 года И. Ю. Баренбойм являлся командиром Мостовосстановительного отряда № 2, а затем был назначен Управляющим Мостовосстановительного треста № 1.

Родина высоко оценила заслуги И. Ю. Баренбойма. В 1943 году «за выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» ему было присвоено почетное звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Он награжден двумя орденами Ленина, орденами Октябрьской революции, Красного Знамени, Дружбы народов, Трудового Красного Знамени, Тремя Орденами Отечественной войны, Орденом Красной звезды и рядом медалей. Министерством путей сообщения ему присвоено звание Генерал-директора пути и строительства 3-го ранга. И. Ю. Баренбойму были присвоены почетные звания «Заслуженный строитель УССР», «Заслуженный транспортный строитель», а также «Почетный железнодорожник».

И. Ю. Баренбойм скоропостижно скончался в 1984 году в Киеве. Похоронен на Байковом кладбище. В память о выдающемся мостостроителе одна из улиц Киева названа его именем.

Свидетели ушедшей эпохи

Житель села Чапаевка, бывший бригадир проходчиков «Киевметростроя» Герой Социалистического Труда Иван Николаевич Мищенко участвовал в продолжении строительства туннеля на Жуковом острове в 1946 году. В апреле 2003 года около туннеля титула № 6 он рассказывал о ходе строительства: показывал насыпи, где стояли энергопоезда и размещались водонапорные башни с резервуарами, а также остатки цементного завода. Оттуда бетон в ковше подавали в туннель канатной дорогой. Также работали предприятия и на острове Водников. Только в конце 1949 года строительство было полностью остановлено как неперспективное.

Image
Герой Соц. Труда И. Н. Мищенко

В 50-х годах прошлого столетия попытались откачать из туннеля воду. Подняли много тюбингов, труб, но далее работы остановили. Эти строительные материалы были использованы на строительстве киевского метрополитена, в частности на станциях «Вокзальная» и «Политехнический институт».

„Тогда же на строительстве новых станций метрополитена, киевских мостов гремело немало имен передовиков, высококвалифицированных специалистов, которые работали еще на Строительстве № 1. Среди них начальник треста «Мостострой – 1» И. Ю Баренбойм, начальник мостоотряда № 2 Е. Н. Радзевич, начальник «Киевметростроя» Л. Д. Сапрыкин, метростроители П. А. Кутах, Т.С. Бебешко, П. А. Красавка и многие другие. Ценное, дефицитное оборудование, в частности проходческие щиты, тюбинги и сейчас спрятаны в толще грунта” (из статьи И. Коваля «Що там, у підземеллі?» // Прапор комунізму, 1989, 7 травня).

Image
Начальник щита тит. №4 С.А.Ямпольский

В послевоенные годы возникла идея использования туннеля на Жуковом острове под хозяйственные нужды. Директор совхоза «Хотивский» обратился в Харьковский район Киева, на территории которого находилось сооружение, с просьбой передачи туннеля под овощехранилище. Решение не приняли.

После пуска Каневской ГЭС сооружения Южного перехода в районе Жукова острова оказались подтопленными, и все вопросы об их использовании отпали.

Память об известных киевских туннельщиках и мостостроителях сохраняется в музее Мостоотряда № 2 — правопреемника Мостовосстановительного отряда № 2. На почётном месте — И. Ю. Баренбойм и его боевой побратим С. А. Ямпольский работали вместе до 1984 года, когда Исаака Юлисовича не стало. документы и особые вещи первого руководителя отряда И. Ю. Баренбойма. Есть и фотография инженера, майора С. А. Ямпольского с боевыми наградами: два ордена Красной Звезды, орден Отечественной войны, много медалей.

В мае 2003 года Самуилу Ароновичу, в прошлом начальнику производственно-технического отдела Мостоотряда № 2, исполнилось 90 лет. Он остался чуть-ли не единственным свидетелем и участником Строительства № 1. Душевный такт и доброта, инженерная находчивость и профессионализм обеспечили ветерану почёт и уважение.

К шестидесятилетию освобождения Киева от фашистов и сооружению низководного моста через Днепр С. А. Ямпольский написал «Воспоминания участника событий о Строительстве № 1 и Мостовосстановительного отряда № 2 с 1936 по 1946 годы».

Приведенные выше фрагменты этих воспоминаний использованы с разрешения автора.

 

На этом наш труд пока окончен. Но работа будет продолжена. Ни время, ни подземелье, ни гриф «Cовершенно секретно» не смогут скрыть страницы грандиозных планов и свершений в нашей истории.



 

 

Сергей
В 74 году закончил Пинский учебный отряд, Школу оружия, правда служил на КСФ БЧ-2, именно поэтому хо
Чернолевский Андрей
Нужна информация о боевых действиях Днепровской флотилии в Беларуссии ,(желательно в Гомельской обл,

 

25.02.2017
Товарищество ветеранов Разведки ВМФ © 2017