ГлавнаяУставРегистр. документыРегалии организацииСтруктура организации
Главная
Новости Кают-Компании
Наша видеохроника
Новости партнёров
Наши проекты
Конференции
Экспедиции
Презентации
Пресс-конференции, СМИ о нас
Наши издания
Наша поэзия
Статьи
Списки
Ищем родственников погибших воинов
———————————————
Поиск
Гостевая
  stal
 
 war book
 
Гарант и Партнеры
 
Military Крым
 
  stal
 
 pamyat
 
 znam
 
 monjetta
 
 САЙТ О ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННЫХ ЛЮДЯХ, РАДЕЮЩИХ ЗА СВОЁ ОТЕЧЕСТВО
363,462Посетителей:
79Посетителей сегодня:
132Посетителей вчера:
9,297Просмотров этой страницы:
6Вы просмотрели страниц:
Locations of visitors to this page

 

 

 

 

 

Главная arrow Статьи arrow Туннели под Днепром: без грифа “Секретно”
Туннели под Днепром: без грифа “Секретно”
Оглавление
• Туннели под Днепром: без грифа “Секретно”
• Кадровая политика
• Создание инфраструктуры
• Начало работ
• Титулы № № 2, 3, 4, 5, 6
• Июль 1941 года
• Ноябрь 1944 года

Создание инфраструктуры

Строительство № 1 было крупнейшим оборонным строительством 3-й пятилетки. С начала строительства общее число рабочих, ИТР и служащих составляло 5 тыс. человек, к концу 1939 года должно было быть доведено до 10 тыс., а в 1940 году — до 20 тыс. Работы велись в условиях большой территориальной разбросанности строительных объектов радиусом 25 км. На каждом из основных строительных объектов работало от 600 до 900 человек с месячными программами до 2 млн. рублей.
29 июля 1939 года Политбюро ЦК КП(б)У отмечало недостатки на Строительстве № 1: план-график работ на ряде участков не выполняется, трудовая дисциплина находится на низком уровне, слабо поставлена массово-воспитательная работа среди рабочих и ИТР.

О ходе строительства регулярно докладывалось в Москву. В замечаниях по вопросу о проверке выполнения решения Политбюро ЦК КП(б)У о Строительстве № 1 Н. С. Хрущев писал:

„Написать ЦК ВКП(б) и СНК СССР на имя товарищей Сталина и Молотова к первому августа отчетную записку о строительстве № 1, в которой указать, что сделано на строительстве и что предстоит сделать, какие имеются недостатки, что правительственные сроки сдачи оборудования не выполняются.

…Обязать все парткомы и ведомства строго руководствоваться решением ЦК и Совнаркома и в срок выполнять порученные задания.

Надо составить график выполнения работ по строительству (по примеру графика, составляемого на строительстве метрополитена). Копию представить в ЦК КП(б)У. График составлять на десять дней и каждые десять дней отмечать выполнение работ. Надо составить графики по каждому титулу в отдельности. Графики должны подписывать начальники титулов и секратари парткомитетов.

Руководителям строительства № 1 предложить к 10 августа войти в график.

В ЦК КП(б)У утвердить начальников участков, механиков, секретарей парткомов, заместителей по хозяйственной части, которые отвечают за доставку стройматериалов. Тов. Бурмистенко лично принять их в ЦК КП(б)У.

Необходимо в течение 5-ти дней укомплектовать Строительство № 1 рабочими, техническим персоналом. Людей надо мобилизовать через обкомы, горкомы КП(б)У, комсомольские организации.

Тов. Захарову от ЦК КП(б)У наблюдать за строительством № 1.

Т. т. Шевцову и Шамрыло активней включиться в руководство строительством № 1”.

В соответствии с постановлением ЦК КП(б)У на Строительстве № 1 была утверждена структура управления строительства и титулов.

В непосредственное подчинение начальника и главного инженера Строительства № 1 входили:

  • три заместителя;
  • отдел главного инженера-маркшейдера;
  • инспекция по качеству;
  • отдел кадров;
  • отдел главного механика;
  • спецотдел;
  • производственно-плановый отдел;
  • отдел нормативов труда и зарплаты;
  • управление делами.

В подчинение заместителя начальника по техчасти по Южному переходу входили титулы № № 2, 3, 4, 4-бис, 5, 6, 7, 9. В его ведении были все технические вопросы по Южному переходу.

В подчинении заместителя начальника по техчасти по Северному переходу были титулы № № 8 (ТЭЦ), 12, 14. В его ведении находились все технические вопросы по Северному переходу.

В подчинении заместителя начальника по финансовой и АХЧ были:

  • сектор быта;
  • стройтехснаб;
  • транспортная контора;
  • отдел оргнабора рабочей силы;
  • отдел подъездных путей;
  • главная бухгалтерия и финчасть;
  • жилстройконтора.

В ведении заместителя главного инженера были:

  • технический отдел;
  • изыскательские работы;
  • научно-исследовательские работы;
  • вопросы проектирования.

В непосредственном подчинении начальника титула были:

  • два его заместителя;
  • главный механик;
  • планово-технический отдел;
  • бюро геодезическо-маркшейдерской службы;
  • отдел кадров титула;
  • инженер по нормированию труда.

В ведении заместителя начальника титула по технической части были:

  • начальники участков;
  • дежурные инженеры;
  • все вопросы производства.

В ведении заместителя начальника по АХЧ были:

  • отдел снабжения и транспорта;
  • бухгалтерия;
  • начальники городков;
  • все бытовые вопросы.

Был составлен график работ Строительства № 1 на 1939 год.

Южный переход

Согласно генеральной смете для сооружения всех площадок необходимо было намыть 667,6 тыс. м3. За исключением 90 тыс. м3, это работа была закончена в мае 1939 года. Оставшееся количество песка планировалось использовать на отсыпку дамбы через протоку Днепра — Старик. Укрепительные работы в основном были закончены в первом полугодии 1939 года.

На второе полугодие 1939 года из всех работ по освоению площадок были включены берегоукрепительные работы Безымянного острова. Работы на острове могли проводиться только при низком горизонте воды. Кроме того, в ноябре и декабре были предусмотрены подготовительные работы по сооружению подводного экрана.

Подъездные пути.

В сентябре 1939 года были закончены все работы по строительству железнодорожных и авто-гужевых дорог. Предусматривались работы по узкоколейкам, которые должны были сооружаться для подвоза бетона на титулах 4 и 4-бис.

Основные работы.

До октября на титулах 3 и 5 планировалось соорудить только два кессона, а с октября на титулах 4 и 4-бис. Такая очерёдность позволяла использовать рабочих-арматурщиков, бетонщиков и других специальностей последовательно, сначала на титулах 3 и 5, а потом на титулах 4 и 4-бис.

Жилищное строительство.

Жилищному строительству уделялось такое же внимание, как и основным работам. Первоначально оно было развёрнуто на Жуковом острове, титуле № 3, в Александровской Слободе. Строился дом по улице И. Франко и общежитие по улице Челюскинцев. Работы по общежитию планировалось в основном закончить в III квартале.

На Красном Хуторе планировалось построить посёлок. К концу 1939 года в плане были только подготовительные работы. Три каменных 4-х этажных жилых дома и три временных барака планировалось закончить с таким расчётом, чтобы в 1940 году приступить к строительству скоростным методом 20-ти жилых домов.

В посёлке Зверинец также предусматривались подготовительные работы по строительству двух жилых домов, для того, чтобы в 1940 году можно было приступить к строительству этого городка скоростным методом.

Планом предусматривалось строительство временных производственно-технических сооружений для обеспечения основных работ. Все душкомбинаты до начала опускания кессонов должны были быть готовы.

 

Душкомбинат — специально построенное здание недалеко от шахтного ствола, где расположены все бытовые и административные помещения (раздевалки, душ, прорабская, склады, прачечная…).

Кессон (фр. caisson – ящик) — конструкция для образования под водой или в водонасыщенном грунте рабочей камеры, свободной от воды. Поступление воды в рабочую камеру предотвращается нагнетанием в нее сжатого воздуха. Кессон обычно сооружается на поверхности и погружается в грунт под действием собственного веса и веса надкессонного строения по мере выемки грунта.

Проходческий щит — подвижная сборная металлическая конструкция, обеспечивающая безопасное проведение горной выработки и сооружение в ней постоянной крепи (обделки). Проходческий щит применяется при сооружении тоннелей различного назначения. Немеханизированный щит с кессоном — щит, применяемый для проходки в водонасыщенных грунтах, когда забой сзади щита перегораживается переборкой, а в образовавшееся пространство с помощью компрессора накачивается воздух (до давления в 2-5 атм), что как бы «отжимает» грунтовые воды вглубь пород и защищает забой от их поступления. Способ весьма эффективен с инженерной точки зрения, но чрезвычайно вреден для здоровья рабочих, поскольку вызывает кессонную болезнь.

Тюбинг (англ. tubing, от tube – труба) — элемент сборного крепления подземных сооружений (шахтных стволов, туннелей и проч.). Тюбинги изготовляют из металла (чугуна, стали), железобетона. Тюбинги являются отдельными сегментами туннельного кольца. Каждое такое кольцо состоит из ключевого сегмента, двух смежных и нескольких нормальных сегментов. Кольца собирают в тюбинговую крепь.

Кессонная болезнь — болезненное состояние, возникающее у человека после действия высокого атмосферного давления с резким его снижением. Вызывается резким выделением пузырьков газообразного азота, растворенного в тканях.

 

До опускания кессонов должны были быть выполнены строительно- монтажные работы по компрессорным, за исключением компрессорной титула № 4, которая сооружалась в таком объёме, который требовался только для опускания кессонов на титулах 4 и 4-бис. Полное окончание строительства компрессорных для щитовой проходки намечалось на I-й квартал 1940 года.

троительство высоковольтных линий передачи предусматривалось по уточнённому графику, а именно 82,1 км следующих линий:

  •  от ГЭС-2 до титула № 4 по правому берегу — 33 км;
  • от ТЭЦ до Смоленской подстанции — 10,6 км;
  • от Смоленской подстанции до титула № 4 — 17 км;
  • от Дарницкой подстанции до титула № 3 — 14,5 км;.
  • от кирпичного завода до титула № 5 — 5 км.

Из общего объёма работ по прокладке высоковольтных линий на 1940 год переходили следующие линии:

  • от Смоленской подстанции до титула № 5 — 18 км;
  • укладка морского кабеля — 8,6 км.

Планом 1939 года предусматривалось в декабре 1939 года окончание строительно-монтажных работ на ТЭЦ 2-й очереди.

Согласно графика работ по Южному переходу Строительства № 1 в 1939 году планировалось:

  • окончание изготовления туннель-кессонов на титулах 3 и 5, и начало опускания 1 ноября 1939 года.
  • окончание опускания туннель-кессонов на титулах 3 и 5 — 1 января 1940 года;
  • окончание изготовления туннель-кессонов на титулах 4 и 4-бис —  января 1940 года;
  • окончание подготовительных работ по шахтным площадкам — октября 1939 года.

По строительству посёлка на Жуковом острове и посёлка титула № 3 был установлен окончательный срок строительства — 1 декабря 1939 года.

В декабре 1939 года для рабочих Строительства № 1 должно было быть выстроено 26 тыс. м2 под общежития.

28 июля 1939 года ЦК КП(б)У принимает постановление, в котором говорилось:

„3. Просить СНК СССР и ЦК ВКП(б) ускорить утверждение технического проекта и генеральной сметы по Южному тоннельному переходу.

4. Обязать Управление строительства № 1 (начальник тов. Терпигорев) в соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР немедленно развернуть подготовительные работы по строительству Северного тоннельного перехода: строительство шоссейных дорог, подъездных путей, аварийных посёлков, изыскание и проектирование.

6. Поручить СНК УССР произвести отвод земель строительству № 1 в районе Северного тоннельного перехода к 20 июля 1939 года и дополнительный отвод земель для Южного тоннельного перехода к 10 июля 1939 года.

7. Обязать Управление Юго-Западной железной дороги к 4 июля 1939 года организовать движение рабочих поездов по подъездным путям строительства для доставки рабочих непосредственно к месту работ на правом и левом берегах.”

На Строительстве № 1 был создан Спецотдел (начальник отдела Емельянов), в функции которого входило обеспечение стройки рабочей силой согласно утвержденных нарядов. В справке, которую направил начальник спецотдела в Политбюро по вопросу о набору рабочей силы говорилось: „…СНК УССР постановлением… отменил наряд на 1,233 рабочих по Киевской области, выдав новые наряды: по Черниговской области на 1,433 человека, по Сумской области на 800 человек. В настоящее время наряды распределены в районах, закрепленных только за строительством № 1”.

В каждый район был назначен уполномоченный Строительства № 1 по организационному набору рабочей силы.

По справке начальника Строительства № 1 М. А. Терпигорева на строительстве ТЭЦ работало 600 человек (на 11 июня 1939 года — 240 человек).

Народным комиссаром местной промышленности Украины 29 июня 1939 года было дано распоряжение о выдачи наряда на 4 тонны эмалированной посуды, из них 2 тонны на июль месяц и 2 тонны на август.

В период между 1 и 5 июля 1939 года предполагалось на строительстве открыть линейный отдел милиции и два оперативных пункта.

Управление сберкасс на титуле № 6 открыло свой филиал, а к 1 июля 1939 года такие же филиалы должны были открыться на титулах 3, 5, 8 и 9.

Имеющиеся данные позволили выполнить реконструкцию подрусловой железной дороги — Строительства № 1. Схема реконструкции приведена на рисунке (нажмите для увеличения).

 



 

 

Сергей
В 74 году закончил Пинский учебный отряд, Школу оружия, правда служил на КСФ БЧ-2, именно поэтому хо
Чернолевский Андрей
Нужна информация о боевых действиях Днепровской флотилии в Беларуссии ,(желательно в Гомельской обл,

 

20.09.2017
Товарищество ветеранов Разведки ВМФ © 2017