ГлавнаяУставРегистр. документыРегалии организацииСтруктура организации
Главная
Новости Кают-Компании
Наша видеохроника
Новости партнёров
Наши проекты
Конференции
Экспедиции
Презентации
Пресс-конференции, СМИ о нас
Наши издания
Наша поэзия
Статьи
Списки
Ищем родственников погибших воинов
———————————————
Поиск
Гостевая
  stal
 
 war book
 
Гарант и Партнеры
 
Military Крым
 
  stal
 
 pamyat
 
 znam
 
 monjetta
 
 САЙТ О ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННЫХ ЛЮДЯХ, РАДЕЮЩИХ ЗА СВОЁ ОТЕЧЕСТВО
363,464Посетителей:
81Посетителей сегодня:
132Посетителей вчера:
7,949Просмотров этой страницы:
47Вы просмотрели страниц:
Locations of visitors to this page

 

 

 

 

 

Главная arrow Статьи arrow Туннели под Днепром: без грифа “Секретно”
Туннели под Днепром: без грифа “Секретно”
Оглавление
• Туннели под Днепром: без грифа “Секретно”
• Кадровая политика
• Создание инфраструктуры
• Начало работ
• Титулы № № 2, 3, 4, 5, 6
• Июль 1941 года
• Ноябрь 1944 года

Кадровая политика

Главтуннельметрострой НКПС СССР создаёт в Киеве важный и совершенно секретный объект «Строительство № 1» во главе с известным инженером-строителем москвичом Михаилом Александровичем Терпигоревым. Из Москвы были командированы и основные руководящие работники, в том числе заместители начальника строительства Николай Алексеевич Кузнецов и Михаил Семёнович Коваленко, а производственно-техническую службу возглавил Александр Фёдорович Денищенко.

Из воспоминаний М. А. Терпигорева и А. Ф. Денищенко о строительстве московского метро.

Image
М. А. Терпигорев
М. А. Терпигорев, начальник шахт №38-40 и № 31-32, за строительство первой очереди московского метрополитена награжден Орденом Трудового Красного Знамени, («Рассказы строителей метро», Полиграфкнига, 1935):

Когда я был студентом в Горном институте, очень меня заинтересовала книга Келлермана «Туннель». Там описывалось, как строили тоннель под Атлантическим океаном из Америки в Европу. Мечтой моей было тогда попасть на подобную стройку. В те годы, когда я кончил институт, строительство крупных шахт еще не было развито, я попал на эксплоатацию. Работал в Донецком бассейне, в Кузнецком, в тресте Уралуголь. За этот период прошел я все стадии инженерской работы — от десятника до технического директора треста. В 1932 году я из газет узнал о том, что строится московский метро. Меня не отпускали на эту работу. Год хлопотал и наконец был назначен начальником шахты № 38-40.

Image
А. Ф. Денищенко
Денищенко А. Ф., начальник работ по замораживанию грунтов, («Как мы строили метро», Полиграфкнига, 1935):

Прежде, чем рассказать о замораживании грунтов, об искусственной зиме, которая помогла нам выстроить метро, мы попросим читателя ясно представить себе трассу первой очереди. В средней своей части она проходит по центральным артериям города с интенсивным движением, густой застройкой и очень сложным подземным хозяйством. Приступая к сооружению подземки, Метрострой обязался ни на один день не прерывать нормальной жизни города. На целом ряде участков строители ушли глубоко под землю, чтобы добраться до крепких известняков и карбонных глин. Только на них можно спокойно опереть подземные сооружения. Забираясь глубоко под землю, строители, кроме того, предохраняли тоннели и станции от просачивания к ним грунтовой воды из верхних водоносных пород.

Как пройти плывуны — вот первая мысль. Напрашивалась уйма решений, заимствованных из других областей строительного искусства. Тьма возможностей, но подавляющее большинство при ближайшем рассмотрении оказывалось неудовлетворительным. Искусственное водопонижение и шпунт? Металлическая стена под землей, ограждающая работы от нападения плывуна? Никуда не годится: придется «распороть» улицу, закрыть ее от движения, как бы анестезировать. Московский комитет строжайше запретил нам проделывать такие вещи. Из-за строительства метро нельзя омертвлять хотя бы на время кипучий и стремительный участок столицы. Хорошо, в таком случае может быть — кессоны? Та же беда. Кессоны сооружаются на поверхности улицы и лишь потом опускаются на требуемую глубину. Следовательно, и в этом случае придется грубо вмешаться в жизнь улицы.

И вот после мучительных поисков, сомнений, споров был найден блестящий выход из положения.

Что если окружающую нас плывунную хлябь мы сделаем не врагом нашим, а другом? Привлечем эту хлябь к работе, заставим помогать нам. Пусть она возьмет на себя давление недр. Попробуем заставить грунт бороться с грунтом. Да, но как это сделать?

— Холод! — ответили мы себе.

Надо заморозить грунт вокруг выработки и таким образом сообщить ему дополнительную прочность. Из воды сделать лед. Из коварного плывуна — надежный, твердый песчаник.

Тогда встал новый вопрос — о самой конструкции тоннеля. Нам нужно было обеспечить его абсолютную прочность. До тех пор строители метрополитена привыкли иметь дело с бетоном, железобетоном, бутом и другими материалами, достаточно известными в инженерном деле.

Чугун — вот, что нас устраивало. Нужна такая конструкция, которая при минимуме рабочей толщины сообщила бы тоннелю наибольшую прочность, а главное — сократила бы процесс сборки отдельных частей нашей подземной трубы. Чугунную конструкцию можно заранее приготовить на заводе. В шахте в это время будет происходить процесс замораживания. Когда отдельные чугунные отливки будут привезены на площадку, их удастся собрать с наибольшей быстротой. Кроме того металлическая труба сможет сразу принять на себя полное давление недр.

Хотя наши заводы до сих пор не имели дела с чугунными отливками такого рода (тюбингами), им удалось справиться со своей задачей.

Но этих кадров было явно недостаточно, поэтому в Москве было принято решение укомплектовать подразделения Строительства № 1 на месте.

Принимаемые на работу специалисты проходили тщательную проверку, как на профессиональную пригодность, так и на моральную устойчивость и надёжность. Все без исключения подписывали обязательство о неразглашении государственной тайны. Как правило, на работу принимались люди, прошедшие службу в армии. С технической документацией работали инженеры, дополнительно прошедшие особую проверку и получившие соответствующий допуск.

Вопросы подбора кадров на строительство рассматривались на уровне Политбюро ЦК КП(б)У. В его постановлении от 30 июля 1939 года давалась характеристика инженерно-технических работников (ИТР), подлежащих отбору по каждой специальности в отдельности.

Так, на проектирование требовались: инженер, знакомый с сетями, линиями передач и подстанциями с достаточным опытом по эксплуатации и проектированию; три инженера по проектированию линий передач и кабельных сетей со стажем работ не менее 2-х лет; три инженера по проектированию подстанций с тем же стажем работ; инженер-связист с достаточным опытом по проектированию обычной телефонной и диспетчерской связи; два инженера-связиста и три техника-электрика.

Особые требования предъявлялись к инженерам, которые должны были работать на производстве (основные работы). Так, на должности начальников титулов и их заместителей требовалось шесть человек. Они должны были быть мостовиками или туннельщиками, знакомы с производством кессонных работ со стажем производственных работ на руководящих должностях от 6 до 10 лет. На эти же титулы требовались пять человек со стажем от трёх лет на должности начальников участков. И 15 человек с тем же стажем работ на должности сменных инженеров.

Для титулов по открытому способу работ требовались три человека на должности начальников титулов и их заместителей. Это должны были быть инженеры строители-гидротехники со стажем по производству работ от 5 лет. Требовались три начальника участков со стажем от 3-х лет. Требовалось двенадцать сменных инженеров с тем же стажем работы.

Для обеспечения бесперебойной подачи электроэнергии была создана электрическая группа. В связи с этим требовалось десять инженеров на руководящие должности. Они должны были быть инженерами-электриками со стажем работы от 5 лет, знакомыми с сооружением и эксплуатацией высоковольтных линий передачи, защитой и подстанциями.

Требовалось пять энергодиспетчеров — инженеров-электриков с опытом эксплуатации, а для монтажа и эксплуатации телефонной и диспетчерской связи — пять инженеров-электриков-слаботочников со стажем работы от 3-х лет.

Для пополнения специалистами Строительства № 1 было принято решение направить на стройку 30 молодых специалистов выпуска 1939 года на должности мастеров и техников-электриков.

После тщательного отбора Строительство № 1 постепенно было укомплектовано, как рабочими, так и ИТР.

19 июля 1939 года на заседании Политбюро ЦК КП(б)У одним из вопросов было утверждение руководящих работников Строительства № 1.

Из постановления ЦК КП(б)У:

1. Утвердить начальниками титулов и отделов Управления Строительства № 1 НКПС :

Кузнецова Н. А. — зам. начальника строительства № 1,

Тесленко В. П. — зам. начальника строительства № 1,

Сильвестрова Н. Д. — начальником титула № 3,

Баренбойма И. Ю. — начальником титула № 5,

Ковалькова Н. А. — начальником титула № 8,

Шарикова А. Е. — начальником титула № 9,

Дмитриева А. М. — начальником титула № 14,

Синичкина М. М. — начальником геолого-водопонизительного отдела,

Харахнина А. В. — главным инженером-маркшейдером,

Денищенко А. Ф. — зам. главного инженера и начальника технического отдела,

Коваленко В. С. — начальником транспортной конторы,

Пекерски Л. С. — начальником конторы снабжения «Стройтехснаб»,

Литвак П. Ф. — начальником отдела кадров.

2. Утвердить временно исполняющими обязанности:

Дмитриева П. Д. — начальником электромехано-монтажной конторы,

Бурмистрова И. Г. — начальником производственно-распорядительного отдела.

В справке о руководящих работниках Строительства № 1 сказано:

III. Не представляется для утверждения в ЦК КП(б)У: «до выяснения» — начальник титула № 6 Попов В. П. и зам. начальника строительства по административно-хозяйственной части (АХЧ) Шухман И. М.

IV. Подлежат утверждению в июле — августе после создания новых единиц: начальник титула № 4, 4-бис, начальник титула № 12.

На каждого, кого утверждали, оформляли три документа:

  • справка с отдела кадров ЦК КП(б)У;
  • представление начальника Строительства № 1;
  • справка с НКВД.

В справке из отдела кадров ЦК КП(б)У указывались общие сведения и работа в прошлом. Она подписывалась зав. отделом кадров ЦК КП(б)У Захаровым.

В представлении начальника строительства было 11 пунктов. Пункты с 1 по 9 были общими данными, в пункте 10 указывалось, кем и когда допущен к спецработе. Пункт 11 — характеристика для назначения на должность. Пункты с 1 по 10 печатались на машинке, а характеристика писалась от руки начальником строительства. Представление подписывалось начальником Строительства № 1 М. А. Терпигоревым.

Справка из НКВД подписывалась заместителем начальника дорожно-транспортного отдела НКВД Юго-Западной железной дороги (ЮЗЖД) лейтенантом госбезопасности Андреевым. Выводы были такими: «Компроментирующих материалов нет», или «Компроментирующих материалов с места прежней работы не поступало».

Что же писалось в характеристике? Вот некоторые из них.

Из представления на Баренбойма Исаака Юлисовича, единственного киевлянина в штате руководства строительством:

11. Характеристика

Тоннельных работ и кессонных не знает по практической работе. Изучает это дело теоретически. Сильный организатор, хороший администратор. Политически развит. Как инженер — грамотный, высококвалифицированный работник. Нуждается в подкреплении работниками, знающими кессонное и тоннельное дело.

Нач. Строительства № 1 [подпись] (Терпигорев)

15 июля 1939 г.

Из представления на Синичкина Моисея Михайловича:

11. Характеристика

Молодой специалист. На самостоятельной крупной работе впервые, поэтому имеет ряд недостатков как администратор и организатор. Растет. Политически развит. Инициативен. Может работать начальником геолого-водоотводных и буровых работ.

Нач. Строительства № 1 [подпись] (Терпигорев)

15 июля 1939 г.

Из представления на Денищенко Александра Федоровича:

11. Характеристика

т. Денищенко А. Ф. является одним из лучших специалистов по проектированию тоннелей в СССР. За период своей работы в Метрострое
т. Денищенко считался самым сильным проектировщиком и конструктором в Метропроекте. Является автором проекта ряда станций и тоннелей в том числе ст. «Пл. Свердлова» II-й очереди метро. Инициативен, упорен в работе. Крепкий администратор. Растущий талантливый инженер. Политически благонадежен. С 1933 г. выполняет все время ряд секретных проектов и вызывался на ряд консультаций НКО (Народный комиссариат обороны
авт.) и НКТ (Народный комиссариат труда — авт.) по секретным объектам. Работает над поднятием своего политического уровня, изучая марксизм-ленинизм. Представляю для утверждения.

Нач. Строительства № 1 [подпись] (Терпигорев)

21 июля 1939г.

ЦК КП(б)У осуществлял постоянный контроль за ходом строительства.
11 июля 1939 года постановлением ЦК КП(б)У создаётся политчасть.

Из постановления ЦК КП(б)У:

1. Утвердить на строительстве № 1 должность заместителя начальника строительства по политической части, упразднив должность парторга ЦК КП(б)У.

2. Ввести на основных строительных объектах (титулах 3, 4, 4-бис, 5, 6, 8, 12, 14 и жилстрой-участке) должности заместителей начальников объектов по политической части.

Профсоюзный билет и пропуск инженера Строительства №1 Н. К. Величко (Нажмите для увеличения)



 

 

Сергей
В 74 году закончил Пинский учебный отряд, Школу оружия, правда служил на КСФ БЧ-2, именно поэтому хо
Чернолевский Андрей
Нужна информация о боевых действиях Днепровской флотилии в Беларуссии ,(желательно в Гомельской обл,

 

20.09.2017
Товарищество ветеранов Разведки ВМФ © 2017