ГлавнаяУставРегистр. документыРегалии организацииСтруктура организации
Главная
Новости Кают-Компании
Наша видеохроника
Новости партнёров
Наши проекты
Конференции
Экспедиции
Презентации
Пресс-конференции, СМИ о нас
Наши издания
Наша поэзия
Статьи
Списки
Ищем родственников погибших воинов
———————————————
Поиск
Гостевая
Наши друзья
  stal
 
 war book
 
Гарант и Партнеры
 
Military Крым
 
  stal
 
 pamyat
 
 znam
 
 monjetta
 
 САЙТ О ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННЫХ ЛЮДЯХ, РАДЕЮЩИХ ЗА СВОЁ ОТЕЧЕСТВО
Статистика
308,439Посетителей:
111Посетителей сегодня:
134Посетителей вчера:
19,648Просмотров этой страницы:
1Вы просмотрели страниц:
Карта посетителей
Locations of visitors to this page
Счётчики

 

 

 

 

 

Главная arrow Статьи arrow Туннели под Днепром: без грифа “Секретно”
Туннели под Днепром: без грифа “Секретно”
Оглавление
• Туннели под Днепром: без грифа “Секретно”
• Кадровая политика
• Создание инфраструктуры
• Начало работ
• Титулы № № 2, 3, 4, 5, 6
• Июль 1941 года
• Ноябрь 1944 года

В. Дзивалтовский, В. Павлик, А. Нелина, Е. Нелин «Туннели под Днепром: без грифа “Секретно”»

Предисловие

Киевляне, любящие путешествовать окрестностями Киева, наверное, обратили внимание на массивные железобетонные сооружения загадочного происхождения, которые встречаются поблизости Днепра на обоих его берегах.

Одно из них напоминает гигантскую подводную лодку с рубкой, возвышающуюся над песками Оболони в нескольких десятках метров от берега реки. Еще два объекта – наземный туннель и цилиндрический ствол глубокой шахты – скрываются между дачными участками на Нижних садах. Но наибольшее впечатление производит внушительных размеров туннель на Жуковом острове, постепенно уходящий под русло Днепра.

Занявшись изучением происхождения этих загадочных сооружений несколько лет назад, мы обнаружили публикации в прессе разных лет. Наиболее интересные из них:

  • І. Коваль. Що там, у підземеллі? // Прапор комунізму, 1989, 7 травня
  • С. Вакулишин. Хто врятує секретну недобудову? // Столиця, 2001, 12 травня
  • І. Козловський. Засекречений тунель під Дніпром // Вечірній Київ, 2004, 30 квітня
  • А. Китраль. Загадка объекта № 1 // Комсомольская правда в Украине, 2005, 18 октября

Постепенно занавес таинственности над этими объектами стал приподниматься. Выяснилось, что перед Великой Отечественной войной севернее и южнее Киева велось сверхсекретное масштабное строительство стратегических транспортных туннелей под Днепром, так называемое «Строительство № 1». Нам удалось отыскать и встретиться с «последними из могикан» нине живущими участниками строительства С. А. Ямпольским, И. Н. Мищенко, М. М. Чернышом, а также ознакомиться с семейными архивами ушедших от нас туннельщиков И. Ю. Баренбойма и Н. К. Величко. Были тщательно обследованы сохранившиеся до нашего времени отдельные известные объекты строительства и обнаружены новые. О результатах изучения истории Строительства № 1 один из авторов этой статьи – В. Дзивалтовский – рассказал в очерке, опубликованном отдельным изданием: Дніпровська ділянка Поясу бойової слави: Жуків острів. – К.: Пошуково-видавниче агенство «Книга Пам’яті України», 2004. – 26 с.

После издания очерка кропотливая поисковая работа продолжалась. Ни в одной из известных публикаций нет ссылок на архивные документы. Казалось, что официальные архивные документы по этому строительству либо до сих пор засекречены, либо находятся далеко вне Киева, либо вовсе отсутствуют. В ответе на наш запрос в СБУ Украины сказано, что документы по Строительству № 1 в архивах СБУ отсутствуют.

И вот удача! Один из авторов этой статьи – В. Павлик – в киевских архивах нашел официальные документы, с которых снят гриф «Секретно». И теперь известны даты, фамилии, события, связанные с этим грандиозным строительством. Постановление Совета Народных Комиссаров (СНК) УССР и ЦК КП(б)У «О строительстве №1» датируется 11 октября 1938 года. Ранее в большинстве источников считалось, что строительство началось в 1936 году. Таким образом, в этом году исполняется 70 лет начала Строительства №1.

Совсем недавно нам удалось побывать на ранее недоступных объектах строительства – шахте титула № 4 (титулом называлось отдельное строительство всей системы Строительства № 1) на острове Водников и шахте титула № 5 на Жуковом острове. К сожалению, двух объектов Строительства № 1, которые еще недавно были на Жуковом острове, уже нет.

В предлагаемой вашему вниманию статье собраны все известные нам сведения, которые воссоздают наиболее полную картину этого уникального строительства.

В статье использованы архивные документы из Центрального государственного архива общественных объединений Украины (ф.1, оп.16, д.16) – предвоенный период строительства и – Центрального государственного архива высших органов власти и управления Украины (ф.2, оп.7, д.1137, л. 20-22) – период возобновления строительства в ноябре 1944 года.

Решение принято

В связи с угрозой военного нападения на СССР со второй половины 20-х годов XX столетия началась подготовка к войне. Для обеспечения обороноспособности были построены многочисленные системы фортификационных сооружений – так называемые укреплённые районы в приграничных округах. К таким относился и Киевский Особый военный округ. К 1938 году Киевский укрепрайон был построен и подготовлен к ведению боевых действий. Важнейшая проблема заключалась в обеспечении надежного, безопасного и скрытого транспортного сообщения между правым и левым берегами Днепра. Имеющиеся железнодорожные мосты были легко уязвимы авиацией.

По инициативе И. В. Сталина СНК СССР в марте 1938 года принял решение о необходимости строительства Северного и Южного туннельных переходов под Днепром для дублирования железнодорожных мостов через Днепр в районе Киева.

Строительство №1 стало возможным благодаря развитию туннелестроения в СССР. Обратим внимание на три крупнейшие туннельные стройки, одна из которых непосредственно предшествовала Строительству №1, вторая была в то же время, а третья – в начале 50-х годов.

В 7 часов утра 15 мая 1935 года открылось движение по линиям первой очереди московского метрополитена. Это было выдающееся техническое достижение. Позже участники строительства московского метро возглавили Строительство №1.

Строительство № 4 – железнодорожный туннель под Амуром у Хабаровска. Туннель должен был дублировать железнодорожный мост, построенный еще в 1916 году. Решение о строительстве туннеля было принято по инициативе Генерального штаба Рабоче-Крестьянской Красной Армии в 1936 году. Технический проект туннеля протяженностью 7198 метров разработан в 1937 году институтом Метропроект, находившемся тогда в составе Народного комиссариата путей сообщения (НКПС) СССР. Средний темп проходки составил около 5 погонных метров в сутки, что являлось рекордным показателем для сооружений подобного типа. С 1942 по 1964 год с небольшим перерывом в конце 40-х годов туннель находился на консервации в качестве секретного объекта. Рассматривался как резервный пункт для руководства страны на случай ядерного конфликта. На восточном портале туннеля, который функционирует и в настоящее время, написаны годы его строительства – 1937-1941.

Более поздняя масштабная стройка – Строительство № 6 – железнодорожный туннель с материка на Сахалин. Это строительство, как и Строительство № 1, было инициативой И. В. Сталина. Длина туннеля должна была составить 12 км, из них 9 – под морским дном. Сроки строительства – 1950-1955 годы. Прекратилось в 1953 году. До прокладки самого туннеля дело так и не дошло. При проходке шахт не смогли добраться до скальных пород из-за бездонного плывуна – насыщенного водой грунта.

Плывуны значительно усложняли и строительство московского метро. Сложные геологические условия, связанные с крупнозернистыми водонасыщенными песками, были и при Строительстве № 1. Это существенно замедлило проходку и привело к аварии в 1941 году.

Возникает вопрос о Строительстах с номерами, которые мы пропустили. Ответа пока нет.

Вернемся к Строительству № 1. Южный туннель должен был проходить от села Чапаевка через остров Водников в сторону села Бортничи. Северный – от железнодорожной станции Петровка на юго-запад от села Троещина. Южный туннель дублировал железнодорожный мост направления Киев – Москва, и его надлежало построить в первую очередь.

11 октября 1938 года – важнейшая дата в истории Строительства № 1. В этот день Политбюро ЦК КП(б)У утвердило постановление о
Строительстве № 1. Парторгом ЦК КП(б)У на Строительстве № 1 был утвержден Г. И. Федорчук, работавший начальником сантехнического управления Народного комиссариата коммунального хозяйства Украины.

В этот же день принято и совместное постановление с СНК УССР. Текст постановления приведен ниже. Здесь и далее орфография оригиналов сохранена.


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Совета Народных Комиссаров УССР и ЦК КП(б)У

«11» октября 1938 года

г. Киев

«О строительстве № 1»

Совет Народных Комиссаров УССР и ЦК КП(б)У Постановляют:

1. Решение СНК Союза ССР и ЦК ВКП(б) от 21-го сентября 1938 года принять к руководству и исполнению.

2. Принять к сведению заявление Народного Комиссара Земледелия УССР тов. Мурза и Секретаря СНК УССР тов. Гусева, что земельные участки для Строительства № 1 отведены и материал представлен на утверждение в СНК Союза ССР 4-го октября с. г.

3. Обязать Народного Комиссара Коммунального Хозяйства УССР тов. Черновола:

а) к 13 октября с. г. выделить помещение для общежития рабочих cтроительства № 1 на 200 мест;

б) к 15 ноября с. г. закончить составление технического проекта для расширения Киевской ТЭЦ.

4. Обязать Председателя Киевского Городского Совета тов. Шевцова к 15 октября с. г. отвести помещения для общежития рабочих cтроительства № 1 на 800 мест.

5. Обязать Председателей: Киевского, Винницкого облисполкомов и Полтавского облоргкомитета обеспечить организационный набор рабочей силы для cтроительства № 1:

Киевская область – 1200 человек в районах: Володарском, Бабанском, Ново-Шепеличском, Таращанском, Кагановичском и Златопольском;

Винницкая область – 700 человек, в районах: Джулинском, Липовецком и Бершадском;

Полтавская область – 600 человек, в районах: Золотоношском, Иркливском и Чернобаевском.

 

 

Председатель Совета Народных Комиссаров УССР

[подпись] (Д. Коротченко)

 

Секретарь ЦК КП(б)У

[подпись] (Н. Хрущев)

” 



 

 

Поиск
Последние новости
Новые материалы
Популярные статьи
Новости партнёров
Новые сообщения в гостевой
Чернолевский Андрей
Нужна информация о боевых действиях Днепровской флотилии в Беларуссии ,(желательно в Гомельской обл,
Виталий
Здравствуйте. Прошу сообщить - Есть ли у вас книга памяти моряков Пинской военной флотилии, погибших

 

25.08.2016
Товарищество ветеранов Разведки ВМФ © 2016