Героическая судьба минного катера «МК-4»

 

Минный (минометный) катер «МК-4» (с 07.08.1944 года “КЭМТЩ-774”, с 06.11.1954 года “ВРД-301”, с 1971 года “АКВАЛАНГ”) — рейдовый дивизионный катер тип «Я-5/М». Построен в 1942 году, на заводе № 345 Народного комиссариата судостроительной промышленности (сейчас Ярославский судостроительный завод). Проект катера разработан в заводском КБ под руководством главного инженера Л. Г. Пискунова. Корпус спроектирован полностью сварным, из листов стали толщиной 3-5 мм. Поскольку «Ярославцы», так катера в обиходе стали называть моряки, вписывались в железнодорожные габариты, их значительным преимуществом явилась возможность перевозки на железнодорожных платформах.

В. Дзивалтовский, В. Павлик, А. Нелина, Е. Нелин «Туннели под Днепром: без грифа “Секретно”»

Предисловие

Киевляне, любящие путешествовать окрестностями Киева, наверное, обратили внимание на массивные железобетонные сооружения загадочного происхождения, которые встречаются поблизости Днепра на обоих его берегах.

Одно из них напоминает гигантскую подводную лодку с рубкой, возвышающуюся над песками Оболони в нескольких десятках метров от берега реки. Еще два объекта – наземный туннель и цилиндрический ствол глубокой шахты – скрываются между дачными участками на Нижних садах. Но наибольшее впечатление производит внушительных размеров туннель на Жуковом острове, постепенно уходящий под русло Днепра.

Создание Киевского укрепрайона

В литературе, посвящённой вопросам обороны Киевского укреплённого района, проблемы его планирования и строительства практически не освящены.

Серьёзной проблемой начального периода войны было прикрытие мобилизации и последующего сосредоточения войск в приграничных районах от удара сухопутных сил противника. Штаб Красной Армии считал, что эту проблему решит заблаговременная подготовка приграничного театра военных действий к жёсткой обороне средствами долговременной фортификации в форме укреплённых районов.

Спасем уникальный героический корабль «Ясельду»!

«ЯСЕЛЬДА» – бывший буксирный винтовой газоход «№ 31»; Построен в 1940 году на Бобруйском судоремонтном заводе*. После ходовых испытаний, газоход был передан Мозырскому техническому участку и использовался для буксировки брандвахт, корчекранов и барж. С началом Великой Отечественной войны мобилизован и включен в состав Припятского отряда речных кораблей Пинской военной флотилии в качестве буксирного судна.

Командные пункты

Для управления всеми войсками во всех армиях занимались штабы, от батальона и выше. Работа начальника любого штаба должна была начинаться не с принятия решения и отдачи приказов, а с создания системы управления войсками. Такая система должна была быть устойчивой, неуязвимой и скрытой. Командный пункт должен иметь оборудование, хорошую маскировку и охрану.

Одновременно со строительством укреплённых районов в Киеве, в районе Святошино, начали строить и подземный командный пункт для штаба УВО. Также в это же время в городе Коростене строится ещё один командный пункт. Всего к концу 1941 года на территории Украины должно было быть построено восемь командных пунктов различного назначения.

В этой статье я покажу только два командных пункта: в Святошино и в Коростене.

Тайна захоронения генерала М.П. Кирпоноса

В сентябре 1941 года завершилась Киевская стратегическая оборонительная операция. В ходе длительных непрерывных, ожесточенных боев Красная Армия оставила Киев и ряд районов Левобережной Украины. Осталось много неясных вопросов, связанных с выходом войск Юго-Западного фронта из окружения. Сегодня архивы открывают засекреченные ранее материалы, но «белые пятна» пока остаются.

Одним из таких «белых пятен» остается место и время захоронения командующего Юго-Западным фронтом Героя Советского Союза генерал-полковника М.П. Кирпоноса. Уже много лет по Киеву ходят слухи о том, что генерал М.П. Кирпонос похоронен не в парке Вечной Славы, а где-то в другом месте.

Гидротехнические сооружения Киевского укреплённого района.

Гидротехнические сооружения в системе обороны Киевского укрепрайона играли большое значение. С помощью их заболачивались подступы к переднему краю укреплённой полосы у сёл Казаровичи, Красного Хутора и Демидова.

В акте проверки КиУРа от 25 августа 1937 года в отношении гидротехнических сооружений говорилось:

«УР имеет одну действующую плотину на р. Ирпень длиною 1200 мтр. Земляная часть плотины сделана из мелкого песка. Плотина требует усиления ее земляной дамбы экраном из суглинка, перестройки старого водоспуска, ремонта и усиления нового водоспуска».

JSN Epic template designed by JoomlaShine.com