Содержание материала

Титулы № № 2, 3, 4, 5, 6

Из воспоминаний П. И. Жука: „… на третьем титуле (левый берег Днепра) установили 220 колец, на четвертом (о. Водников) — только начали работы, на пятом титуле (Жуков остров) — смонтировали 273 кольца…” (Н. Терещенко. «Что там, под слоем времени?» // Зеркало недели, 1998, 4 сентября).

Проходка Южного туннеля осуществлялась в следующих направлениях.

На титуле № 3 был смонтирован щит для проходки в сторону титула № 2 с выходом на поверхность и оборудована камера для приёма щита из титула № 4.

В туннельной секции на титуле № 4 были смонтированы два щита для проходки в стороны титулов № 3 и № 5.

В туннельной секции титула № 5 был смонтирован щит для проходки в сторону титула № 6 и оборудована приёмная камера для приёма щита № 4-бис.

Наземные туннели титулов № 2 и № 6 строились открытым способом с понижением в сторону Днепра.

Из воспоминаний М. М. Черныша, жителя села Осокорки (запись сделана 23 декабря 2003 года): „В 17 лет я пошёл работать подсобным рабочим на Cтроительство № 1 на титул № 3. Это на левом берегу Днепра напротив о. Водников. Был 1938 год. Со временем перешел в буровую партию, которая обследовала грунты в районе строительства до глубины 20 – 30 м. Платили очень хорошо. На титуле работало около 5000 человек. Была своя охрана и милиция. К титулу № 3 проложили две колеи. Одна от титула № 9 (с. Бортничи), через титул № 2 (наземный туннель в с. Осокорки). Вторая проходила вдоль Днепра к ст. Дарница. По ней курсировал грузовой состав с материалами и оборудованием. Мои друзья - односельчане работали в шахте на проходке туннеля в сторону титула № 2. Через определенное время они проходили реабилитацию в душкомбинате — лежали две недели, как говорили, “в заломе”. После работы под землей при давлении в три атмосферы ребят долго трусило.

Среди работников начинались разговоры, что с титула № 4 (о. Водников) под Днепром в направлении титула № 3 пройдено 170 метров.

С началом войны все работы прекратили, а технику и оборудование затопили в Днепре”.

Строительство на титуле № 5 (начальник титула И. Ю. Баренбойм) было организовано возле Днепра севернее территории нынешнего клуба юных моряков «Юнга». Левее входа к клубу стоял наполовину разрушенный дом душкомбината. За руинами — ведомственные склады.

Image
Душкомбинат на Жуковом острове, 2007 год.

Из статьи И. Коваля («Що там, у підземеллі?» // Прапор комунізму, 1989, 7 травня) о титуле №5: „На возвышенности — остатки какого-то бетонного сооружения и люк, через который можно увидеть бетонные круглые стенки колодца, в котором — разный мусор, сухие ветки. Это особый колодец — вертикальная шахта, которая идет к кессону”.

Image
Шахта титула № 5, 1989 год. Фото из статьи И. Коваля.
Image
Шахта титула № 5, 2008 год.
 

На титуле № 5 прошло послевоенное детство Г. Г. Духлия. Он родился в 1944 году на бывшем лаврском хуторе возле титула № 5.

Из воспоминаний Г. Г. Духлия (запись сделана 24 января 2004 года): „Наши дома стояли на высоких сваях. Во время наводнения ходили по деревянным мосткам. Южнее хутора, за заболоченной низменностью около Днепра на намытой поверхности находилось наполовину разрушенное хозяйство титула № 5: компрессорная, водокачка, трансформаторная подстанция, душкомбинат с кочегаркой, а также главный объект — шахта.

Немного в стороне — 7 жилых бараков. С 1951 по 1959 год наша семья жила в кирпичном доме душкомбината. Он использовался для жилья до конца 60-х годов.

Хорошо помню, как над шахтой установили тельфер (подвесное грузоподъемное устройство – авт.) и, начиная с 1957 года, поднимали на поверхность затопленные чугунные тюбинги для строительства туннелей Киевского метрополитена.

Тропинка к школе в с. Чапаевка проходила по бетонной поверхности километрового туннеля титула № 6. Там, где он обрывался на восьмиметровой отметке, мы по арматуре спускались на землю. Недалеко от этого места, за оградой, стояло еще несколько деревянных бараков, а перед ними — развалины цементного завода”.

Наисложнейшее задание стояло перед туннельщиками титула № 4: пройти под Днепром двумя щитами и соединится с титулами № 3 и № 5.

В феврале 1941 года на щите, который двигался в сторону левого берега, случилась большая авария. При выходе щита за границу островной толщи грунта под руслом Днепра в зону плывунов воздух с туннеля под давлением 2,8 атм неожиданно вырвался на поверхность воды, создав на склонах подводной части острова большую воронку. Туннель мгновенно заполнился водой, а люди едва успели спастись. Щит, по выражению проходчиков, «клюнул», то есть наклонился передней частью вниз на размытый грунт. Противоположный конец врезался в тюбинги туннеля, срезав гужоны — болты, которые держали лист щита 40-мм толщины, и они разошлись по швам.

Начальника титула уволили, а в марте назначили нового: способного руководителя и инженера И. Ю. Баренбойма, который хорошо себя зарекомендовал на должности начальника титула № 5. Вместе с ним начальником арматурного цеха на титуле № 5 работала его жена Александра Григорьевна. Жили они рядом со строительством в отдельном доме. Исаак Юлисович подобрал новую команду на титул. Начальником аварийного щита стал выпускник КИСИ С. А. Ямпольский. Ещё в 1939 году, будучи студентом, он работал на сооружении кессона и туннельной секции титула № 3. Щит был отремонтирован в начале июля 1941 года, когда немцы уже рвались к городу.

JSN Epic template designed by JoomlaShine.com