Спасем уникальный героический корабль «Ясельду»!

«ЯСЕЛЬДА» – бывший буксирный винтовой газоход «№ 31»; Построен в 1940 году на Бобруйском судоремонтном заводе*. После ходовых испытаний, газоход был передан Мозырскому техническому участку и использовался для буксировки брандвахт, корчекранов и барж. С началом Великой Отечественной войны мобилизован и включен в состав Припятского отряда речных кораблей Пинской военной флотилии в качестве буксирного судна.

Image

Водоизмещение (полное) 21 тонн; главные размерения: 16,6 х 4,6 х 0,53/0,79 м, высота борта 1,5 м; двигатель: газовый ЧТЗ С-60 х 65 л/с - 650 об/мин, скорость 16 км/час; вооружение: 1 х 7,62 мм пулемет М-1 на треноге и 8 пулеметных лент к нему (2000 патронов); экипаж 9 человек.

Image
Буксирно-разъездной теплоход “Ясельда”. 1975г.

Image
Буксирный газоход “Ясельда” в составе Мозырского техучастка.

В начале июля 1941 года обеспечивал базирование и боевую деятельность сил флотилии на реке Припять. Нес дозорную службу, подвозил топливо, боеприпасы, совместно с тральщиками Пинской военной флотилии обеспечивал боевое траление. Взаимодействовал с частями 75 стрелковой дивизии в оборонительных боях в районе Туров – Дорошевичи**. В конце июля 1941 года, при приближении боевых действий к г. Петрикову, газоход «№ 31» находясь в затоне «Бычек» на территории Петриковского ССРЗ в ремонте, подвергся вражескому авиационному налету. Вследствие обстрела истребителями противника, на корабле была выведена из строя газогенераторная установка и ранено два человека экипажа. В начале августа, при оставлении города частями Красной Армии, находившийся без хода, газоход был затоплен своей командой.

Image
Рейдовый буксир “Ясельда” в 1989 году.
 

Осенью 1941 года, корабль был поднят немецкими саперами и восстановлен. С 1942 года использовался для воинских перевозок и в борьбе против партизан на реке Припять. Несмотря на то, что судно обслуживали и охраняли немцы, Петриковские подпольщики сумели разморозить двигатель и в навигацию 1943 года, газоход простоял в затоне. Когда наши войска приблизились к Петрикову, противник затопил корабль, предварительно заминировав его шестью противотанковыми минами***.

В июле 1944 года, газоход обследован, разминирован и поднят водолазами 3-го Военно-восстановительного отряда Днепровской военной флотилии. Впоследствии восстановлен (в течении рекордного срока - двух недель) и использовался в составе Днепровской военной флотилии в качестве вспомогательного судна-буксировщика.

В октябре 1944 года газоход переименовали в «ЯСЕЛЬДУ», передав Мозырскому техническому участку Верхне-Днепровского бассейнового управления пути, где он снова работал по буксировке брандвахт, барж с фашиной, корчекранов и других плавучих средств технического флота.

В средине пятидесятых годов «ЯСЕЛЬДА» прошел капитальный ремонт. Были перестроены надстройки, установлен дизельный двигатель К-161-2, мощностью 90 л/с, он стал числится буксирно-разъездным теплоходом. Изменились и ТТХ корабля: размерения стали 17,35 х 5,0 х 0,59/0,65 м. В 1965 году корабль участвовал в съемках художественного фильма «Девочка ищет отца»

В 1980 году Мозырьский технический участок передал «ЯСЕЛЬДУ» Петриковскому ССРЗ в качестве рейдового буксира. В 1994 году корабль подняли на слип для очередного ремонта, где он находится и по сегодняшний день (отсутствует финансирование), понемногу разрушаясь****.

Image
2008 год. Петриковский ССРЗ, теплоход “Ясельда” ждет ремонта.

Есть предложения трудового коллектива завода и ряда военных историков Белоруссии, Украины и России восстановить легендарный корабль по состоянию на 1941 год, как корабль-памятник Пинской военной флотилии. Этот корабль единственный из корабельного состава героической Пинской флотилии, сохранившийся до наших дней, и восстановить его – наш сыновний долг перед всеми кто выковал великую Победу в той страшной войне против фашизма.

Примечание:

* Первоначальный вариант – газоход. Двигательная установка – дизель трактора «Сталинец-60», работающий на генераторном газе – газ получали в специальных установках в результате сжигания в них древесных чурок, торфа, угля. В газогенератор загружали древесные чурки, разжигали их, закрывали дверь, дверь обмазывали асбестом (для герметичности) в нем происходил процесс горения этого топлива с недостатком кислорода и образованием газа. После охлаждения и очистки от механических примесей газ поступает в двигатель. Теплоходы, работающие с такими двигателями, назывались газоходами.

** Согласно данных справочника: Мармашов А.В., Чудновец А.Н. «Корабельный состав Пинской военной флотилии 22.06.-05.10.1941 года» (рукопись). Киев, 2006 год.

*** По воспоминаниям механика газохода «ЯСЕЛЬДА» Галицкого А.А., работающего на судне с 1949 по 1979 год.

**** По данным историка-краеведа Петриковского края Голоты П.В.

JSN Epic template designed by JoomlaShine.com