Памяти польских военных моряков

Скромные обелиски и торжественные мемориалы - словно острые иглы памяти, колющие совесть потомков, не позволяющие людям увязнуть в трясине безумной житейской суеты и беспамятства.

Деревня Мокраны расположена в Малоритском районе, Брестской области на самой границе с Украиной. Одной из главных местных достопримечательностей является единственный памятник польским морякам на территории всей Белоруссии. История его создания трагична, так как моряки погибли не в бою.

Image

Госпитальное судно Пинской военной флотилии
Штабной корабль Днепровской военной флотилии
«Каманин»

Пассажирский пароход «КАМАНИН» был построен в городе Киев на заводе «Ленинская Кузница» в 1935-м году. Шифр проекта: СБ-14. Согласно неопубликованной рукописи А.Б.Байбакова «История ЦКБ «Ленинская Кузница». 1928–1945 гг.» имел размерения:  длина наибольшая — 40,5 м., ширина по миделю — 7 м., ширина по обносам — 12 м., высота борта — 2,3 м. Полное водоизмещение 260 т.

Севастопольские рассказы

Вадима Соболькина

О событиях, происшедших с автором этих строк, его друзьями и сослуживцами
в пору службы в славном российском городе Севастополе и не только

“Посвящается Эльдару Кафарову”

От автора: Дорогой читатель! Заканчивая свою воинскую службу, хочется поведать, так сказать, “городу и миру” о некоторых эпизодах, свидетелем которых мне довелось быть. Пусть ситуации не покажутся надуманными, а юмор — соленым. Военный читатель поймет! Может быть прочитанное доставит несколько веселых минут тем, кто несет трудную службу на высокогорных заставах, отдаленных постах, в открытом море, океанских глубинах и, может быть, даже на центральных складах.

Командный пункт — тайна за семью печатями

Наименее или даже не исследован среди всех советских бункеров до военного периода подземный командный пункт в Киеве, который находился в районе четвёрной просеки в Святошино.  30−40-е годы ХХ века в Советском Союзе стали своеобразным пиком в сооружении военных подземелий. Именно тогда началось строительство московского метрополитена. Одновременно с прокладкой метро в Москве идет бурное строительство других подземных коммуникаций (бункеров, ходов, бомбоубежищ) по всей стране.

Киев в этом отношении не стал исключением.

Забытый «Декабрист»

Документы и фотографии о экипаже подводной лодки Д-1 Северного флота.

Материалы предоставил капитан 1 ранга КОВАЛЕВ СЕРГЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ — заместитель главного редактора журнала  «Морской сборник» (ВМФ  РФ).

13 ноября 1940 года на виду сразу двух береговых постов исчезла подводная лодка Д-1 («Декабрист») под командованием капитан-лейтенанта Федора Ельтищева. ПЛ Д-1 (до 21 августа 1934 года – «Декабрист») была головной в 1-й серии советского подводного кораблестроения. В 1933 году по Беломорско-Балтийскому каналу в составе экспедиции ЭОН-1 она перешла в Мурманск, чтобы стать здесь первой подводной лодкой возрождающегося Северного флота.

Историческая справка о боевом применении первых батарей «Катюш» на Западном и Юго-Западном фронтах в 1941 году

Автор: Мармашов А.В. — председатель Киевской общественной организации «Товарищество ветеранов разведки ВМФ»

Первое боевое применение «Катюш» (боевая машина БМ-13) состоялось 14 июля 1941  г. под Оршей. Где первые залпы произвела первая отдельная экспериментальная батарея полевой реактивной артиллерии Красной Армии под командованием капитана И.А. Флерова. Батарея была сформирована в конце июня 1941 г. и укомплектована семью боевыми установками РНИИ (Реактивного Научно-Исследовательского Института) РККА и одной 122-мм пристрелочной гаубицей.

После трех пристрелочных выстрелов из гаубицы 14 июля в 15 часов 14 минут батарея открыла огонь по железнодорожному узлу Орша, где по донесению войсковой разведки сосредоточилось много вражеской техники. Было выпущено 112 РС (реактивных снарядов). По воспоминаниям А.С. Попова, одного из создателей «Катюш» — «железнодорожный узел был стерт с лица земли». Фашисты были буквально ошеломлены этим огневым смерчем из непонятного для них оружия и в панике стали спасаться бегством. Противнику потребовалось значительное время, чтобы собрать деморализованные подразделения». В тот же день огневой удар из нового оружия был произведен по немецкой переправе через реку Оршицу. Результат был такой же.

 

Последний Верховный Главнокомандующий Русской Армии генерал-лейтенант Духонин Николай Николаевич

Родился Николай Николаевич Духонин в семье военнослужащего в Киеве 1 декабря 1876 г. Первоначальное военное образование Н.Н. Духонин получил во Владимирском кадетском корпусе в Киеве в 1894 г., а затем в 1986 г. окончил 3-е Александровское военное училище в Москве.

Окончив военное училище в чине подпоручика армейской пехоты, Н.Н. Духонин был направлен для прохождения службы в лейб-гвардии Литовский полк. После производства в поручики гвардии он в 1899 г. поступил в Николаевскую академию Генерального штаба. Закончил ее Н.Н. Духонин в 1902 г. по первому разряду с присвоением чина — штабс-капитан гвардии, а также причислением к Генеральному штабу. После отбытия ценза командира роты (полтора года) и батальона (четыре месяца), он с 6 ноября 1904 г. служил старшим адъютантом штаба 42-й пехотной дивизии. 2 января 1906 г. штабс-капитан Духонин Н.Н. назначается помощником старшего адъютанта штаба Киевского военного округа, а 8 января 1907 г. — штаб-офицером для поручений штаба того же округа. С 2 сентября 1908 г. по 24 сентября 1912 г. его прикомандировали к Киевскому военному училищу для преподавания ряда военных наук (проживал в Киеве на ул. Банковской 5 и на ул. Институтской 13). 6 декабря 1911 г. Н.Н. Духонин был досрочно произведен в полковники (34 года). В сентябре 1912 г. он вновь возвращается в штаб Киевского военного округа на должность старшего адъютанта.

Моряк трьох флотів

Мине небагато часу, як ми будемо святкувати 65-річний ювілей великої Перемоги, вшановувати полеглих, називати імена, згадувати всіх тих, на чиїй долі поставила свій вирок війна. Останнім часом нами досліджені маловідомі сторінки історії війни в нашому краї. В історико-краєзнавчому музеї села Бишів зібраний чималий матеріал про ті події, документи, де відображена участь у війні солдат-односельчан, які пройшли її важкими дорогами. Та попри значний матеріал того героїчного періоду, особливо зацікавила доля тих із земляків, хто бив ворога не на суші, а пов’язав свою бойову молодість з морем, суворим і грізним.

Ще раніше мені випала нагода познайомитись з людиною, за плечима якої життя, що так тісно переплелись в ньому героїчне й трагічне, характерне для багатьох і в той час яскраво особисте. Це мій земляк, Андрій Васильович Андрійко, який воював на морі, причому на трьох флотах. Прослужив він більше восьми років, з них п’ять — на війні. Про його героїчний шлях говорить послужний список, з яким довелось познайомитись, а заодно й з його багаторічною, захоплюючою морською службою.

Маневренная база Днепровской Военной Флотилии
село Пироговка

(историческая справка)

© Мармашов А.В., Чудновец А.Н., 2009

Киевская общественная организация «Товарищество ветеранов разведки Военно-Морского Флота»

14 сентября 1943 г. Приказом № 00244 Народного Комиссара ВМФ СССР была создана Днепровская военная флотилия.

15.09.1943 г.
В ГШ ВМФ было принято решение — отправить на реку Десна оперативную группу из трех офицеров и пяти краснофлотцев для выбора пунктов базирования главной и маневренной базы Днепровской флотилии, определения места спуска кораблей на воду, а также для гидрографической разведки рек Днепровского бассейна.

15.09.1943 г.
Оперативная группа Днепровской военной флотилии выехала из Сталинграда в село Пироговка (река Десна).

Последняя полундра!

64-летию Великой Победы посвящается.

Прошло более 67 лет с момента окончания героической обороны города Киева в сентябре 1941 года, а отголоски тех тревожных событий все еще будоражат наши сердца.

Женщины-штрафники

«Я не знаю, как ей сказать, чтобы дочь она не ждала…»

«Нельзя строить армию без репрессий. Нельзя вести массы людей на смерть, не имея в арсенале командования смертной казни» – изрек однажды один из вождей октябрьского переворота и творцов Рабоче-крестьянской Красной Армии, Лев Троцкий. Именно ему принадлежит «авторство» в создании как первых заградотрядов так и первых штрафных подразделений в Красной Армии, которые просуществовали вплоть до 1934 года. После начала Второй мировой войны Указом Президиума Верховного Совета СССР дисциплинарные части вновь были учреждены. А после того как Сталин 28 июля 1942 года подписал приказ №227, больше известный в обществе как «Ни шагу назад!», маховик формирования штрафных рот и батальонов набрал максимальных оборотов. Через два месяца заместитель Наркома обороны Жуков утверждает положение о штрафных частях. О том, что в штрафных ротах и батальонах на равне с мужчинами воевали и женщины раньше в нас как-то не принято было говорить.

Речной монитор «СМОЛЕНСК»

Бывший польский монитор «КRAKOW». Построен в 1926 году на судоверфи Л.Зеленевского в Кракове. Первоначально передан Военному порту в Модлин. 31.10.1926 года вошел в состав Пинской флотилии Польши, а с 1931 года после ее реорганизации и переименования в Речную флотилию ВМФ. Затоплен экипажем 21.09.1939 года у входа в Крулевский (Днепровско-Бугский) канал в районе Кузличина, при приближении частей Красной Армии 1. В конце сентября 1939 года поднят специальной группой ЭПРОНа и отбуксирован в мастерские Пинского военного порта для ремонта.

JSN Epic template designed by JoomlaShine.com